
1/13 января 1813 года состоялась одна из важнейших битв Русско-персидской войны 1804-1813 гг.
Сама война продолжалась ни шатко, ни валко почти десятилетие в весьма неблагоприятных для России условиях. В 1804 - 1807-м параллельно шли войны с Наполеоном (Аустерлиц, да). 1806 - 1812-м шла ещё и очередная русско-турецкая война - Османская Империя противник куда более серьёзный по тем временам, и основное внимание было обращено на неё. Ну, а с лета 1812-го шла Отечественная война, плавно перетекшая в заграничный поход. Попутно прошли ещё несколько войн. В общем, совершенно очевидно, что в таких условиях русские силы для борьбы с Персией могли выделяться сугубо по остаточному принципу - постоянно размещённые в регионе контингенты "мирного времени" плюс изредка перепадающие небольшие подкрепления, собранные "с миру по нитке".
Началась война из-за присоединения к России Восточной Грузии:
Персия боялась дополнительного усиления России. До 1812-го успех в целом сопутствовал русским войскам, несмотря на их малочисленность, но после начала Отечественной войны ситуация поменялась - битва при Султан-Буде была проиграна, русский гарнизон капитулировал. Переломил её генерал Котляревский, одержавший ключевую победу в битве при Асландузе. Ленкорань, столица вновь захваченного противником Талышского ханства, оставалась последним оплотом Персии в Закавказье, и взять её было крайне желательно до подхода основных сил персов под командованием наследного принца Аббаса-мирзы. Если бы персы успели, шансы взять мощную крепость, укреплённую английскими специалистами и защищаемую многократно более многочисленным гарнизоном, шансов было бы, мягко говоря, немного.
Так что обстоятельства вынуждали Котляревского спешить. Проблема была только в том, что и на тот момент гарнизон крепости превосходил русские силы более чем вдвое, и сдаваться не собирался. Но у русских выбора не было - штурм оставался единственным шансом на успех.
И он произошёл 1/13 января 1813 года - когда почти вся остальная Русская Императорская армия уже начала ответное вторжение во всё ещё подчинённую Наполеону Европу. Бой был крайне ожесточённым. В связи с большими потерями и изначальным численным превосходством противника было решено пленных не брать...
Для иллюстрации:
«Приказываю всем командирам и сарбазам находиться безотлучно на своих позициях для оказания отпора злому врагу, намеревающемуся штурмом завладеть крепостью, игнорируя всякую опасность, не щадя своей жизни. Любя глубоко свою отчизну, мы должны отчаянно и упорно сопротивляться и сражаться до смерти, стараясь всеми силами удержать крепость в своих руках и доказать разбойникам, что мы сумеем жертвовать собою для спасения родины. Будьте все вы готовы к сопротивлению, ибо неприятель лезет к нам как бешеный волк. Пусть все берутся за оружие, кто только умеет владеть им. Словом, обороняйтесь и храбро защищайтесь до смерти, но не сдаться кафиру, который по взятии крепости, ожесточившись и свирепевши никому не даст пощады и не оставит в живых никого, даже детей и женщин; а потому лучше умереть славною смертью, сражаясь смело и стойко за родину, нежели быть растерзанными лютыми северными медведями».
«Истощив все средства принудить неприятеля к сдаче крепости, найдя его к тому непреклонным, не остается более никакого способа покорить сию российскому оружию, как только силою штурма.
Решаясь приступить к сему последнему средству, даю знать о том войскам и считаю нужным предварить всех офицеров и солдат, что отступления не будет. Нам должно или взять крепость, или всем умереть, за тем мы сюда присланы.
Я предлагал два раза неприятелю сдачу крепости, но он упорствует. Так докажем же ему, храбрые солдаты, что русскому штыку ничто противиться не может. Не такие крепости брали русские и не у таких неприятелей, как персияне; сии против тех ничего не значат. Предписывается всем:
Первое — послушание;
Второе — помнить, что чем скорее идем на штурм и чем шибче лезем на лестницы, тем меньше урону; опытные солдаты это знают, а неопытные поверят;
Третье — не бросаться на добычу под опасением смертной казни, пока совершенно не кончится штурм, ибо прежде конца дела на добыче солдат напрасно убивают.
Диспозиция штурма дана будет особо, а теперь остается мне только сказать, что я уверен в храбрости опытных офицеров и солдат Грузинского Гренадерского, 17-го Егерского и Троицкого полков, а малоопытные Каспийские батальоны, надеюсь, постараются показать себя в сем деле и заслужить лучшую репутацию, чем доселе между неприятелями и чужими народами имеют. Впрочем, ежели, сверх всякого ожидания, кто струсит, тот будет наказан, как изменник, и здесь, вне границы, труса расстреляют или повесят, несмотря на чин».
В итоге из 1759 русских погибли 341, ранены 609, то есть на ногах осталось меньше половины исходного числа атакующих. Из примерно 4-тысячного персидского гарнизона погибли 3737 человек, то есть - практически все. Символично выглядит и ситуация с командирами: комендант Ленкорани Садых-хан погиб, генерал Котляревский, несмотря на потерянный глаз, раздробленную челюсть и простреленную ногу, выжил (солдаты с трудом нашли его под грудой тел погибших).
После падения Ленкорани шах был вынужден вступить в переговоры, закончившиеся Гюлистанским миром, по которому к России переходила не только Восточная Грузия, но и значительная часть Азербайджана, включая Баку.
Кажется, по нынешней продвигаемой концепции единой истории Отечественная война 1812-го оказывается чуть ли не вторым по значимости событием после Великой Отечественной. Так вот, - помня о ней, ни в коей мере не следует забывать о том, что она - лишь один из многих тогдашних конфликтов. Ситуация для России в целом была намного сложнее, чем отношения в треугольнике "Россия - Наполеон - англичане". Одних войн, идущих параллельно-последовательно, выходит с десяток за полтора десятилетия. Войны коалиций, русско-турецкая, русско-персидская, русско-шведская, англо-русская... И у каждой войны - своя предыстория, логика...