Просто пытался сам для себя разобраться: как у нас идёт постсоветская / евразийская интеграция? И что нам ждать после 2015-го, когда все ныне анонсированные цели в этом отношении должны быть достигнуты?

Вроде как изначально речь шла о том, что у нас всё пойдёт по аналогии с интеграцией европейской (видимо, наивно предполагалось, что в этом случае нашим западным... ээээ... партнёрам будет труднее прикапаться насчёт "ресоветизации" и прочего). Тогда получается примерно так.

У нас есть куча интеграционных проектов - а было ещё больше. Некоторые заглохли, другие слились друг с другом. Говорим пока только об экономике, чтоб не разтекаться мысью по древу (экономика у нас, по нынешним временам, ставится во главу угла). Итак, мы имеем:

СНГ - всё ещё живёт (весь экс-Союз за вычетом Прибалтики и Грузии);

ЕврАзЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан);

ТС - Таможенный Союз (Россия, Казахстан, Белоруссия);

ЕЭП - Единое Экономическое Пространство (они же - Россия, Казахстан, Белоруссия).

Планируется к 2015 году появление Евразийского Экономического Союза (та же тройка), а потом (не конкретизируется когда) - Евразийского Союза.

Так вот если смотреть по аналогии с Европой... Они там считают вроде как, что Евросоюз находится на пятом уровне интеграции - "валютный союз" (19 стран Еврозоны). Ну, понятно. А предыдущие четыре уровня интеграции - это какие? Судя по всему, получается вот что:

Первый уровень - это зона свободной торговли.

Второй уровень - таможенный союз (внутренние таможни исчезают).

Третий уровень - "общий рынок" (свободный переток из страны в страну товаров, услуг, капитала и рабочей силы).

Четвёртый уровень - "экономическое сообщество" (унификация экономического законодательства вообще).

Ну, пятый уровень - валютный союз, как было сказано.

Видимо, предполагается и шестой уровень - единое "экономическое правительство", полная интеграция. Именно об условиях перехода к этой фазе в нынешние - кризисные - времена в Европе и идёт разборка. Грубо говоря, условная "Греция" (и иже с ней) хотела бы, чтобы условная "Германия" параллельно с введением общесоюзного "экономического правительства" взяла на себя полную ответственность за долги и прочие неурядицы аутсайдеров. В "Германии" же хотят командовать, но так, чтобы за "греческие"долги не отвечать - ну, чтобы ЕС мог бы приказать "Греции" сократить бюджет хоть втрое, но платить за уже накопившиеся долги был бы не обязан...

Так вот. Если перенести это всё на наши реалии, то получится, что:

СНГ - вернее, зона свободной торговли СНГ - имеет первый уровень интеграции.

Таможенный Союз - второй уровень

Единое Экономическое Пространство (аналог европейского "Общего Рынка";) - третий уровень.

ЕврАзЭС же - гетерогенная структура: ядро её (ЕЭП) - на третьем уровне, периферия (Киргизия и Таджикистан) - на первом, хотя идут переговоры о переходе их на второй уровень (включение в ТС). Ну, так и сам Евросоюз - тоже гетерогенен: есть Еврозона (валютный союз - пятый уровень), есть не входящие в него страны (экономическое сообщество - четвёртый уровень интеграции).

Евразийский Экономический Союз (который должен быть оформлен к 2015-му) - объединение четвёртого уровня (хотя унифицировать экономическое законодательство России и Белоруссии, ИМХО, нелёгкая задача). Правда, здесь есть определённые неясности. В частности, согласно одному из вариантов, уже на этой фазе должна быть введена единая валюта - что, собственно, превращает ЕАЭС в интеграционное объединение пятого уровня. Если же нет - то введение единой валюты должно произойти уже после 2015-го. Когда это случится, ЕАЭС достигнет уровня интеграции современного Евросоюза.

Дальше предполагается превращение Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) в просто Евразийский Союз (ЕАС). Ну, по типу того, как в своё время ЕЭС превратилось в просто ЕС. Это будет подразумевать становление реального единого руководства экономикой. Тут вообще надо отметить, что при углублении интеграции неизбежно возникают наднациональные органы, и их влияние от уровня к уровню растёт. В ЕС центральные органы ведь издают не рекомендации, а обязательные к исполнению директивы - и никак иначе... Так что, если именно Европа взята за образец, у нас должно выйти так же.

По понятным причинам, у нас все процессы идут куда быстрее. Традиционные экономические связи, общее культурное пространство и т.п. здорово облегчают дело. Наличие совершенно бесспорного "гравитационного центра" в виде России радикально упрощает ситуацию (это вам не очень условное доминирование Германии в ЕС). Например, вопрос с единой валютой, с которым в Европе парились несколько десятилетий, у нас может быть решён, скажем мягко, намного быстрее.

Ну и, собственно, как мы понимаем, экономическая интеграция - лишь часть общего процесса. Не менее важна и военно-политическая составляющая. Евросоюз находится под защитой НАТО, а реальный центр этого блока расположен за океаном. И у США есть свои интересы касательно европейской интеграции (не всегда совпадающие с собственно европейскими). У нас же все страны ЕврАзЭС входят в состав ОДКБ - отдельного военно-политического союза. В нём идёт аналогичный процесс постепенного углубления сотрудничества: сначала был просто "Договор о коллективной безопасности"; потом он превратился в полноценную Организацию; потом у него появились собственные вооружённые силы (кроме вооружённых сил самих государств-членов); ещё чуть позже силам ОДКБ было дано право действовать на территории стран-членов не только в случае внешнего нападения, но и при гражданских беспорядках и т.п.; появилось требование обязательного согласия других стран-членов на размещение иностранных военных баз... В общем, идёт тот же процесс, что и в экономике. Так что постсоветская интеграция - штука куда более простая, нежели европейская.

В связи с этим, в общем-то, не вижу во всех озвученных интеграционных планах ничего особенно невыполнимого. Нужно понимать, что формирование наднационального блока выгодно вовсе не только России. Оно, конечно, усиливает её во внешнеполитическом плане, но в то же время - и ограничивает её возможный произвол в отношении соседей (сакраментальные "цены на газ";). Пока что некоторые из соседей этого не осознали, но в условиях прихода "второй волны" до них это дойдёт быстро... Ключевым моментом, собственно, станет "пересаживание" на уровень руководства Союза представителей политической элиты РФ. Когда этот процесс станет заметен - значит, всё: интеграция стала необратимой.

Думаю, неслучайно между формированием ЕАЭС и выборным циклом в РФ 2018-го зарезервирован временной лаг в три года. Если повезёт, за этот срок Евразийский Экономический Союз вполне может быть проапгрейжен и до просто Евразийского Союза. А тогда ещё вопрос, кто в России президентом в 2018-м станет...

 





@темы: ЕврАзЭС, постсоветское пространство, аналитика, ТС, Россия, СНГ, Евросоюз, ОДКБ, Путин, ЕЭП, Евразийский Союз, политика