
Для того, чтобы оценить не фактографию даже, а атмосферу происходившего в Варшаве 12-го, стоит почитать очевидцев:
Оригинал взят у в Марш, марш левой!
О, майн Гот!!! Наконец-то я чувствую, что Евро началось! А что было до этого??? Утомительная дорога продолжительностью почти в сутки? Неправильно составленная документация на аппаратуру? Выклянчивание у Первого канала доступа на матчи? Невыносимый геморрой по поводу неожиданно переставшей работать камеры? Унылое говно, поданное в красочной упаковке с ярлыком "Испания - Италия"? Нееет, это не Евро.
А что такое Евро??? Евро - это движуха. В 2008-м я был моложе на 4 года, тоньше на 5 кило и, видимо, менее искушеннее. Тогда для меня движухой был уже один только вопль Розочки, испуганного тем, что по дороге из Зальцбурга в Вену стрелка спидометра нашего BMW Х3 перевалила за 120 км,ч. Сейчас движуху приходится искать с миноискателем и розыскными собаками. А когда обстоятельства всячески препятствуют этим поискам, движуха находит тебя сама.
В Варшаву мы ехали как раз за теми эмоциями, которым положено пробуждать в сомневающихся чувство Евро. Матч сборной России, ажиотаж, шумиха... Пара кружек пива с Журавелем, в конце концов. На деле пара кружек пива вылилась в кофейные посиделки в офисе "Панасоника". Прийти к консенсусу было непросто. Их аргументом было то, что нашей неисправной камерой уже лет пять можно только орехи дробить. Нашим - то, что нас это не волнует, и на носу матч сборной России, который нам - кровь из носа - надо снимать.
Учитывая то, что гарантия на нашу камеру кончилась лет пять назад, поляки могли смело слать нас нахрен, но они этого не делали. То ли смелости не хватало, то ли знания языка. В итоге, размахивая аккредитациями Первого канала и громко выкрикивая словосочетание "Офишал бродкастерс", мы выбили из "Панаса" работающую камеру на вечер. Что снимать? Такого вопроса перед нами не стояло. Для нас с моим оператором Лёхой Томиловым Евро началось на площади перед Музеем Войска Польского.
Сбор российских болельщиков на марш, посвященный Дню Независимости, был назначен на 17:00. Еще за полчаса до этого на ведущей к музею Иерусалимской улице тут и там можно было встретить бритых подкачанных ребят. Польское фанатьё, в отличие от нашего, иимеет абсолютно однообразный вид. Больше всего обращала на себя внимание группа человек из 15-ти, громко скандировавшая незатейливое словосочетание "Русская крува". Как минимум у двоих на предплечьях красовались татуировки с символикой новоиспеченного чемпиона Польши - "Шлёнска". Может, это и были те стюарды, которым настучали по голове на матче с Чехией?
Тем временем, над площадью перед музеем реял флаг СССР. Серп и молот, законодательно приравнянные в Польше к фашистской свастике, подогревали и без того неспокойную атмосферу. Несколько сотен поляков, предусмотрительно держась в двух-трех метрах от полицейского кардона, надрывно скандировали те же слова, что и фанатьё "Шлёнска". Помимо главного хита также были исполнены композиции "Вам не уехать из Варшавы", "Эбать россиян, эбать" и "Курва-коммунизм". Аудиоряд был сдобрен перечеркнутым портретом Сталина, растяжкой "Президент Польши был убит в России" и печатными призывами остановить Путина и КГБ. При этом, всё это дерьмо на улицу вылили не обкуренные школьники и не обитатели местных психбольниц, а простые жители Варшавы. Женщина пенсионного возраста взахлёб рассказывала голландскому журналисту о том, что вытворяли в Польше советские военные. Солидный свиду мужчина средних лет в сером костюме вещал в мегафон о том, сколько поляков было расстреляно под Катынью. Что тут сказать?! Красавцы... Всем бы такое самосознание! О чём, бляха муха, думали в Петербурге, когда в город приезжала "Бавария"??? Где вы были, питерцы??? Почему не вышли к гостинице, в которой жили немцы с перечеркнутым портретом Гитлера и банером "Вы, сучата, нам еще за блокаду ответите". Смех сквозь слёзы.
Маршрут для марширующих был максимально урезан. По большому счету, нужно было просто перевалиться через мост через Вислу на Иерусалимской улице. Сразу за мостом - стадион. Организовать такой проход - как два пальца об асфальт. Но польские власти явно не понимали, с кем и с чем имеют дело. Вместо того, чтобы перекрыть мост и оперативно "прогнать" по нему марширующих, полиция выбрала другой вариант, по их мнению, не ущемляющий права жителей города. В итоге, под марш выделили всего две трети дороги. По оставшейся части смело вышагивали те самые жители города. От россиян их отделял плотный полицейский кардон. Они маршировали в ногу с нашими, продолжая скандировать всё ту же ересь про курву. Салют из бутылок, камней и петард, падавших на голову россиян, был одним из главных атрибутов праздничного шествия.
Реакция на провокации со стороны наших была более, чем сдержанной. Ребята лишь старательнее прикрывали голову да громче распевали "Катюшу". Собранных на марше сил польского ОМОНа вполне хватило бы, чтобы осадить провоцирующих. Их можно было легко отрезать от колонны марширующих, и у полиции было на это больше получаса, но этого не случилось. Если действовать по уму, то единственная сборная, с которой нужно снимать очки - это сборная Польши на чемпионате мира среди полицейских. Если бы полиция вовремя поняла, что происходит, и к чему всё идет, взрыва можно было бы избежать. Но дефилирование в полной бевой выкладке для ОМОНа оказалось интереснее реальной работы.
- Совсем охерели, суки, - цедил сквозь зубы парень с окровавленной головой. Видимо, только что он отхватил бутылкой. Его друзья уже бросались на полицейское оцепление. Их пытались сдерживать свои же. Важно было показать, что марш, действительно, мирный. Но всему был свой предел. Когда закрывающая глаза на провокации полиция взялась вязать негодующих россиян, марш остановился. На секунду всё затихло, и в этой тишине кто-то из организаторов марша заговорил в мегафон: "Спортсмены, в первый ряд". Этот призыв означал одно: без танцев не обойдется. Марш продолжался уже совсем в другом формате. Вместо разукрашенных шарфистов места в партере заняли ребята из основы московских и питерских фирм.
Пса спустили с цепи и сказали "Можно". Первый же выпад поляков закончился прорывом оцепления. Закованный в латы польский ОМОН наблюдал за происходящим с отвисшими пачками и глазами обделавшегося ребенка. Польские провокаторы, еще несколько секунд назад довольно вещавшие про курву, бросились в рассыпную. Соотношение "два десятка наших спортсменов на две сотни их пустозвонов" явно говорило в пользу россиян. Пятки убегавших сверкали не менее ярко, чем их пиротехника. Полиция включилась через пару минут, но проблемой для них стало то, что основные силы русских не имели опознавательных знаков. В итоге обратно в загон сволокли вовсе не тех. Под горячую руку попали случайно прорвавшиеся люди в российских шарфах и футболках. У них тоже чесались кулаки, и их можно было понять. Основа же осталась на свободе. Когда начавшие подтягиваться обратно поляки снова затянули "Русская курва", они даже не догадывались, что ребята, от которых они сейчас огребут по новой, идут всего в паре метров.
- На кого прыгаем? - выбор из скандирующих оскорбления поляков был очень уж широким.
- Вот этих гасим...
Через секунду хор польских мальчиков-зайчиков уже отхватывал честно заработанное. Пиздец подкрался незаметно... В прямом и переносном смысле. Драпать было некуда, и многие из провокаторов остались лежать на асфальте, так и не успев докричать слово "курва".
Площадь перед стадионом к тому моменту уже напоминала зону боевых действий. Под шум пропеллеров армейских вертолетов полицейские устанавливали металлические ограждения и разбирали в бронемашинах помповые ружья. Дав несколько предупредительных залпов в воздух, ОМОН теснил выстроившихся в боевые построения поляков. Задерживались все, у кого было разбито лицо или костяшки.
- Это была самооборона! - кричал один из наших, когда его скрученным волокли по улице. Кулаки у парня были разбиты так, будто он только что методично вколачивал кого-то в асфальт. Видимо, один из из лежавших без сознания поляков остался на его совести.
Полиция уже не успевала тушить огонь. Очаги возникали повсюду. Пожар полыхал вплоть до самого начала матча, а потом, взяв паузу на два часа, вновь окрасил варшавскую ночь. Евро началось. Евро продолжается.
P.S. Не знаю точно, как много во мне польской крови, но иногда мне кажется, что с этой страной меня не роднит ничто, кроме фамилии.
КОНЕЦ ЦИТИРУЕМОГО СООБЩЕНИЯ
В общем, та параллельная реальность, в которой обитала значительная часть Польши (та реальность, в которой польский Христос Народов противостоял монголокацапской Империи Зла - и где, соответственно, представителю Абсолютного Добра по отношению к инфернальным монголокацапам позволена любая мерзость) - вот эта самая их реальность столкнулась с Текущей реальностью остального человечества. Прежде „сарматы” (польский аналог ”свидомых”) могли спокойно вариться в своём маленьком мирке, о существовании которого за пределами Польши знали только немногие интересующиеся польскими делами. Теперь же поневоле узнали все. Психопатическая русофобия „сарматов” прежде оставалась только их собственной проблемой: большинство населения России о ней не знало, ибо не интересовалось Польшей как таковой: „мужик на барина обижался, а барин и не знал”. Но теперь ситуация поменялась: теперь Россия ан масс уяснила, чтоеё пытаются атаковать...
Ну, мне на память сразу пришёл анекдот про охотника и медведя. Нет-нет, не тот, где „- Я знал, что тебе понравится...” Другой:
Охотник заблудился в зимнем лесу, ходит и кричит:
- Люди!!! Ау!!! Люди!..
Через полчаса из соседнего сугроба доносится медвежий рык:
- Ты чего орёшь?
Охотник:
- Да... вот... Заблудился я. Хотел, чтоб кто-нибудь услышал...
На что Медведь рассудительно отвечает:
- Ну, ты добился своего. Но, боюсь, это не доставит тебе радости...