В связи с обсуждением нового взбрыка норвежской ЮЮ (которой наша по радикальности - в подмётки не годится):
putnik1.livejournal.com/1523039.html
наткнулся на интересное.
Там возник спор относительно уровня рождаемости и вообще демографичемких перспектив Норвегии. Так вот в подтверждение тезиса, что там - всё путём, куда лучше, чем у нас, кинули ссылку вот на эту таблицу:
www.ssb.no/fodte_en/tab-2011-04-07-05-en.html

И она действительно очень показательна: сразу становится ясна и история страны, и её перспективы.
Видно, что до 1980-х рождаемость в Норвегии планомерно снижается - как во всех индустриальных странах, а потом вдруг резко подскакивает: за вторую половину 80-х - с 1.68 до 1.82 детей на женщину, а в первой половине 90-х - вообще до 1.88 (!). Причём, что характерно, особенно сильный рост наблюдается в Осло - с 1.38 до 1.63 и 1.70 соответственно. Совершенно очевидно, что причина изменения общего ритма - иммиграция: иначе неясно, с чего это именно в Осло такой скачок. Понятно, что мигранты предпочитали оседать в столице. Причём, если прибытие новых иммигрантов можно заблокировать, то помешать рожать уже приехавшим - вряд ли.

Позже, однако, начинается новый спад - очевидно, общество сумело частично „переварить” мигрантов, и у них тоже спад рождаемости начался: по стране рождаемость падает с 1.88 до 1.80 в первой половине 2000-х.
Обращаю внимание: как таковая иммиграция запрещена ещё в 70-х, но беженцев принимать продолжают. Их, вероятно, не так уж много, но прежде иммигранты шли в основном из европейских же стран (в основном - из Югославии и соседней Швеции, как мне подсказали), теперь же - только из „неблагополучных” неевропейских стран. Выходцев оттуда действительно труднее интегрировать, и они вызывают раздражение, несмотря на не столь уж значительное число.

Так вот. Когда начался новый спад, похоже, норвежское правительство принимает какие-то экстренные меры - и рождаемость опять резко подскакивает во второй половине 2000-х - до 1.95! То, что тут дело связано именно с увеличением рождаемости, а не с миграциями, показывает существенно более равномерное распределение роста по регионам.

Вот только ни о каком демографическом благополучии это всё никак не свидетельствует. Известно, к чему приводят меры по повышению рождаемости с помощью социальных льгот и т.п.: через 10 лет максимум на голову падает дамоклов меч эффекта „отложенного спроса” - рождаемость резко снижается, причём до уровня более низкого, чем была изначально: люди всё равно не рожают больше детей, чем изначально собирались; просто, в условиях хорошей социалки, делают это раньше. Потому сначала наблюдается резкий рост, а потом - когда все уже родили, а новое поколение ещё не выросло - эквивалентное падение. И только.

Так что ситуация в Норвегии довольно мрачная. Отложенный спрос неизбежно снизит рождаемость ниже уровня второй половины 90-х. В то же время прежние мигранты уже „переварены”, и рождаемость у них, приближается норвежской. Значит, происходит падение на уровень начала 80-х. „Беженцев” же там не любят: скорее всего, общеевропейский „правый поворот” заставит в лучшем случае перестать принимать их, в худшем - выслать. Т.е.все источники повышенной рождаемости будут устранены или прекратят своё действие.

Правительство же своими экспериментами в области ЮЮ только усугубляет ситуацию. Понятно, что оно, давая мощный социал на детей, хочет контролировать, как он используется. Но это всё только подрывает желание людей вообще иметь детей. В индустриальном обществе рождение и воспитание ребёнка - вообще дело крайне затратное. Получается, что люди за свой счёт решают проблемы государства - а оно ещё и кочевряжется. Ну - нужен ли гражданам такой гемор тогда?((

В общем, вряд ли будет преувеличением сказать, что Норвегию в ближайшие лет 20 ждёт тяжёлый демографический кризис, почти катастрофа.

URL записи